Прощальный гудок флагмана соцбыта
4 апреля 2006 года
Судя по внешнему виду дома № 18/19 на углу улиц Дзержинского и Кави Наджми, чиновники ничего не преувеличили. Здание сплошь в трещинах, и непонятно вообще, как оно до сих пор не рухнуло. Жильцам бы радоваться, что их переселяют из развалин. А они протестуют. Мол, дом разваливается все 78 лет своего существования - и до сих пор не развалился, и еще бы столько лет простоял.
Жильцов понять можно: выселяют-то их в Ново-Савиновский район, в старую хрущевку, причем многих - в квартиры меньшей площади, чем те, в которых они проживают сейчас. Некоторые с этим, правда, смирились, ведь с точки зрения нового Жилищного кодекса претендовать на большее наниматели квартир в миргасовском доме и не могут - сверх социальной нормы при переселении им ни метра не полагается, и район проживания за ними не сохраняется. Те же, кто приватизировал свои квартиры, теперь рассчитывают побороться за достойную компенсацию в суде. А жильцы тринадцати неприватизированных квартир готовы рисковать жизнью в борьбе за место под солнцем в центре города. Но судьба жильцов в общем-то предрешена, чего не скажешь о судьбе самого миргасовского дома.
Миргасовский дом задумывался и строился в 20-е годы прошлого века как дом для творческой интеллигенции и как флагман социалистического быта. На кухнях там даже кошке тесно - социалистический быт предполагал коллективное питание в столовой, ванных вовсе не предусматривалось, зато в одном крыле был предусмотрен детский сад - и, между прочим, это было большим плюсом для жильцов не только в советское, но и в постсоветское время. Словом, миргасовский дом - это не просто здание, которое восемь десятков лет назад архитектора Миргасова угораздило неудачно поставить: наполовину на прочном материковом грунте, наполовину - на насыпном над карстовым провалом. Это - эпоха. Эпоха талантливых татарских писателей: Абдуллы Алиша, Кави Наджми и Ибрагима Гази, свидетельство чему - мемориальные доски на фасаде. Эпоха великих строек и новых архитектурных решений, свидетельство чему - строчка в реестре охраняемых зданий, датированная 1959 годом: миргасовский дом числится среди памятников республиканского значения.
Так неужели и этот памятник снесут? В управлении жилищной политики, откуда его жильцов бомбардируют требованиями о переезде, корреспонденту "ВК" заявили, что их задача - жильцов переселить, а не судьбой дома заниматься. А в ГУАиГ начальник отдела охраны памятников архитектуры Ольга Авксентьева сказала, что о сносе речь не идет, поскольку снос памятников запрещен, но не смогла объяснить, что же со зданием дальше будет. Она сослалась на то, что вопросы такого рода решаются на комиссии, а по поводу миргасовского дома она еще не заседала, и предложений ни по реконструкции, ни по дальнейшему использованию здания не поступало.
Однако Авксентьева убеждена, что нет причин бояться за первый казанский памятник конструктивизма. Мол, его снос обернулся бы серьезным скандалом - российского масштаба, так что он, вероятно, пойдет с аукциона с условием, что инвесторы сохранят исторический облик здания.
Только ведь известно, что инвесторы предпочитают чистые, не обремененные условиями участки в центре города. И мы знаем, как в преддверии тысячелетия Казани поступили с целыми историческими кварталами, которые выставляли на аукционы до тех пор, пока дома не разрушились окончательно. В результате инвесторы пришли на чистое место и построили что хотели. Да что тысячелетие вспоминать, если сегодня разрушение исторического облика Черноозерского комплекса уже наполовину завершено. На последних выставленных на аукцион ампирных особнячках по нечетной стороне улицы Дзержинского уже провалились крыши, значит, и инвесторы не за горами. Миргасовский дом после отселения жильцов тоже, надо думать, простоит недолго.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"